ХАРЬКОВ — Внезапное наземное вторжение России в Харьковскую область стало шоком для страны, которая страдает от двухлетнего конфликта. В течение более чем года Украине удавалось удерживать кремлевских военных от пересечения своей северной границы между Харьковом и Россией после того, как она начала контрнаступление летом 2022 года, в результате которого Киев за короткий промежуток времени вернул себе огромные территории.
С тех пор как российские войска отступили, жители Харьковской области обрели некоторое ощущение нормальности среди постоянных сирен воздушной тревоги и частых обстрелов во втором по величине городе Украины. 10 мая все это рухнуло, и теперь жители Харькова, некоторые из которых уже считали, что поражение Украины от России маловероятно, снова живут в прифронтовом городе. Украина достигла поворотного момента, и неясно, можно ли еще предотвратить победу России.
Непоколебимый патриотизм
Во-первых, хорошие новости. В течение последних двух лет Украина оставалась сильной перед лицом своих противников. Ранее журналисты и ученые предсказывали, что Киев падет в считанные дни и что Россия быстро установит контроль над всей Украиной.
Вначале будущее Украины казалось мрачным, поскольку Россия оккупировала такие города, как Херсон и Мариуполь, а улицы крупных городов, таких как Киев, Харьков и Краматорск, были заполнены боями.
Но киевские военные отразили наступление на большей части территории страны, и центральная и западная Украина стали относительно безопасными зонами. Патриотизм на большей части территории страны остается высоким, и украинцы продолжают собирать деньги для вооруженных сил с помощью постоянного краудфандинга в социальных сетях. Массы украинцев продолжают поддерживать борьбу страны за свободу. Волонтеры прилагают невероятные усилия. Например, украинская группа добровольцев-парамедиков «Госпитальеры» каждый день рискует своей жизнью на передовой, чтобы обеспечить жизненно необходимую медицинскую помощь.
Некоторые профессиональные подразделения стали именами нарицательными или национальными героями и символами свободы. Одним из них является Achilles, батальон беспилотных летательных аппаратов в составе 92-й бригады, который настолько эксклюзивен, что в него принимают только самых лучших солдат. На украинских железных дорогах в рекламе компании «Ахиллес» изображен ее командир Юрий Федоренко, стоящий в чистом поле и направляющий беспилотники в сторону позиций российских военных. Ролик заканчивается тем, что беспилотники приземляются за деревьями, по-видимому, поражая намеченную цель, и “АХИЛЛЕС”, выделенный желтым жирным шрифтом, завершает сцену.
The Daily Beast посетил различные объекты Achilles, в том числе склад беспилотных летательных аппаратов в Константиновке. Старший сержант взвода, известный под позывным “Зуб”, рассказал, что волонтеры и гражданские лица, которые работают в Министерстве цифровой трансформации Украины, тратят свои собственные деньги на покупку беспилотников. Беспилотные летательные аппараты, которыми военные пользуются в быстром темпе, могут стоить от 15 000 до более чем 30 000 долларов. Зуб говорит, что они действительно полагались на отдельных доноров, которые снабдили бригады беспилотниками, но он обеспокоен тем, что люди больше не смогут позволить себе помогать.
“Идет уже третий год войны. Давайте будем честными. Наша экономика падает. Люди, которые были очень активны в начале, уже исчерпали свои ресурсы. И зарабатывать достаточно денег, чтобы помочь нам, у людей остается все меньше и меньше возможностей”, — добавил он.
Теперь, когда США прекратили свой перерыв в предоставлении помощи Украине после заключения сделки на сумму 61 миллиард долларов, есть надежда, что США могут напрямую направить больше беспилотников. “Если Америка предоставит нам беспилотники, то, возможно, у нас будет больше возможностей”, — сказал Зуб.
Победа на Капитолийском холме была встречена радостными возгласами по всей Украине, но некоторые были разочарованы тем, что война будет продолжаться еще дольше.
Многие солдаты, сражающиеся на фронте, измотаны, и даже имея новое оружие, они боятся, как долго они смогут продолжать сражаться, прежде чем погибнут или будут тяжело ранены. Моральный дух находится на самом низком уровне.
В Харькове один солдат по имени Лео рассказал The Daily Beast, что многие из тех, кто сражается бок о бок с ним на новом фронте в регионе, намного старше его и у них слабое здоровье. “Все измучены, никто не готов сражаться. Прямо сейчас у нас в компании осталось 20 человек, может быть, даже меньше. Из них половина все еще нуждается в медицинской помощи, которую они [правительство] не хотят нам предоставлять”, — сказал он.
Мужчины в возрасте от 18 до 60 лет по большей части не могли покинуть страну из-за военного положения, которое действовало с первых дней войны. Это ограничение распространяется на всех мужчин, независимо от того, есть ли у них заболевания или инвалидность, которые запрещают им служить в армии. За последние два года The Daily Beast пообщалась с десятками людей, которые считают, что закон несправедлив и привел многих к депрессии и тому, что они оказались в ловушке в этой стране — женщины могут свободно приезжать и уезжать.
2 апреля Зеленский принял закон, снижающий призывной возраст с 27 до 25 лет, что было непопулярно по всей Украине. В последние недели правительство Зеленского также ужесточило ограничения для мужчин, проживающих за границей, в надежде, что они вернутся домой; предоставило условно-досрочное освобождение заключенным, которым осталось отбыть наказание менее чем на три года, если они вступят в армию; и предприняло масштабные усилия по мобилизации.
В воскресенье масштабные мобилизационные мероприятия значительно затронули украинских мужчин, особенно тех, кто живет вблизи линии фронта. Все мужчины в возрасте от 18 до 60 лет должны постоянно иметь при себе военные документы и предъявлять их по любому требованию правоохранительных органов. Мужчины дееспособного возраста должны зарегистрировать свой адрес, номер телефона, адрес электронной почты и все другие персональные данные в течение 60 дней после вступления в силу нового закона. Гражданские лица Украины должны при необходимости передать свои транспортные средства военным на срок до одного месяца, и некоторые мужчины опасаются, что в ближайшем будущем они не смогут свободно покинуть свой регион.
46-летний житель Харькова по имени Владимир рассказал The Daily Beast, что он возмущен новыми ограничениями своей свободы. “Во-первых, вам нужно получить документы, и нет никакой гарантии, что меня сразу же не призовут в армию, когда я пойду в военкомат, и тогда мне придется явиться на службу и воевать через месяц”.
Владимир — отец двоих детей, одному из которых 11 лет, а другому два года. Младший никогда не знал мирной Украины, потому что родился во время войны. Хотя он слишком молод, чтобы понимать, почему в его страну вторглись, Владимир сказал, что “в последнее время он начал выбегать в коридор во время взрывов”.
Владимир и его семья хотят переехать в более безопасное место, подальше от линии фронта в Харькове. Они с женой планировали переехать в Сумы, еще один приграничный город, расположенный почти в трех часах езды от Харькова, но теперь будущее и этого города остается неизвестным. Пара рассматривает возможность переезда в Днр, дальше на восток, в сторону Донецка, но Владимир сказал: “Нет никакой гарантии, что они не попросят вас служить и там”.
Сможет ли Украина снова дать Им отпор?
В то время как украинские военные отчаянно пытаются найти новых рекрутов, они также сталкиваются с беспрецедентным контрнаступлением России, к которому они не были должным образом подготовлены. В течение нескольких недель, предшествовавших контрнаступлению России, кремлевские чиновники, пропагандистские СМИ и аналитические центры, такие как Институт изучения войны (ISW), заявляли, что Россия намеревалась захватить Харьков, чтобы создать “санитарную зону” в Украине, которая, как они утверждали, “защитит российские приграничные населенные пункты от украинских войск». забастовки”, — сообщает ISW.
Москва начала свое наступление силами более 30 000 военнослужащих, и Зеленский заявил в пятницу, что российские войска могут продвинуться вглубь Харьковской области на целых шесть миль всего за одну неделю. Это самый быстрый прогресс, наблюдаемый с первых дней войны, и некоторые аналитики опасаются, что на этот раз Украина не сможет сдержать мощь российской армии, особенно если она будет атаковать на других фронтах одновременно с наступлением на Харьков.
К черту санкции, военная машина Путина по-прежнему работает на американских компонентах
В прошлом месяце Александр Пивненко, командующий Национальной гвардией Украины, заявил украинскому изданию Liga.net, что России потребуются годы, чтобы оккупировать Харьков, но они уже добиваются значительных успехов. По словам губернатора Олега Синегубова, более 7500 украинцев были вынуждены эвакуироваться из своих домов в приграничной Харьковской области. Особенно ожесточенные бои идут в Волчанске, городе, расположенном в 46 милях от центра Харькова. Сергей Болвино, начальник следственного управления полиции Харьковской области, сообщил, что российские военнослужащие в Волчанске взяли в плен до 40 мирных украинцев, в основном пожилых граждан, и теперь используют их в качестве живого щита.
Киев заявил, что 60 процентов Волчанска по-прежнему находится под их контролем, но на видеозаписях видно, что город практически сровнялся с землей. The Daily Beast встретился с полудюжиной беженцев из Волчанска с 10 мая, и они рассказали об ужасах второго вторжения. Большинство из них уже жили в условиях российской оккупации в 2022 году. Когда Россия впервые захватила город, все беженцы говорили, что они прибыли более или менее спокойно, не нападая на мирных жителей и не стремясь уничтожить все признаки жизни. Однако на этот раз, по их словам, русские вели боевые действия злонамеренно, не проявляя особой заботы о том, кто живет, а кто умирает, и сеяли хаос в городе, который Кремль терроризировал более двух лет.
В то время как жители с линии фронта бегут в Харьков, многие из тех, кто жил в центре города, сейчас уезжают в более безопасные регионы, поскольку над вторым по величине городом Украины надвигается контрнаступление. Если вся область падет, это может дать России возможность взять под контроль всю Восточную Украину, к чему она стремится уже десять лет. Если Россия фактически разделит страну надвое, Киеву будет практически невозможно восстановить контроль над всей ее территорией, не в последнюю очередь потому, что до возвращения президента Трампа, который, вероятно, будет настаивать на урегулировании путем переговоров при первой же возможности, могут остаться считанные месяцы. Если России удастся добиться быстрых успехов до ноябрьских выборов в США, она будет вести переговоры с гораздо более сильной позиции.
В начале мая Харьков был населен в основном мирными жителями, но за последние две недели город был наводнен солдатами. Численность войск в регионе может означать, что Россия не сможет прорваться в город без массированных боев, но остается неясным, как переброска войск на этот новый фронт повлияет на силы Украины на Донбассе или на южном фронте, где дислоцируется большинство солдат. на протяжении всей войны.
33-летний Александр рассказал, что они с женой пытаются найти альтернативу тому, куда они могли бы уехать, подальше от Харькова. Жена Александра и его маленький ребенок могли бы покинуть Украину и уехать куда-нибудь за границу, подальше от войны. Но, по его словам, его жена отказывается уходить от него, и сейчас они ищут другой регион Украины, куда можно было бы переехать.
В прошлом Александр пользовался справкой от врача, которая показывала, что он слишком болен, чтобы идти в армию, но теперь он говорит, что это больше не работает. Он боится, что его призовут в армию, и боится, что Харьков может быть захвачен Россией. “Это моя земля. Все возможно. Они сказали, что войны не будет. Что ж, она началась, — сказал он.“Я не хочу брать в руки оружие. Я не хочу никого убивать. Я просто хочу жить”.
Точка зрения Александера вполне понятна, но Украина отчаянно нуждается в большем количестве людей для борьбы, иначе тысячи людей погибнут, когда Путин начнет новое наступление вглубь страны.